Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
План анализа периода:
- Определите вид периода;
- Напишите буквенную схему с количеством тактов;
- Определите ладовую основу периода (однотональный он или модулирующий), напишите тональности;
- Определите каденции обоих предложений;
- Обозначьте причины возникновения расширения или дополнения, если такое имеются.
План анализа простых 2-х и 3-х частных форм:
- Определите форму в целом;
- Напишите буквенную схему с количеством тактов;
- Разберите первую часть по плану разбора периода;
- Определите функцию середины (в репризных формах) или второй части (в простой двухчастной безрепризной форме);
- Выясните, реприза точная или динамизированная;
- Назовите приемы динамизации в динамизированных репризах.
План анализа сложной трехчастной формы:
- Определите форму в целом;
- Напишите буквенную схему с количеством тактов;
- Разберите первую часть по плану разбора периода;
- Определите тип средней части: трио или эпизод. Приведите доказательства;
- Рассмотрите уровни контраста средней части и крайних частей;
- Определите форму средней части, если это трио или укажите границы построений, если это эпизод;
- Разберите форму трио по плану разбора простых форм или обозначьте содержание тематизма в построениях эпизода;
- Укажите тип репризы: da capo, если это точная реприза или выявите приемы динамизации, если это динамизированная реприза.
План анализа вариационной формы:
- Выявите свойства темы для вариаций, средства варьирования (мелодико-ритмические, гармонические, фактурные, структурные и иные),
- Выявите тип вариаций и метод объединения вариаций в вариационный цикл: линия единого развития, связующие построения между вариациями, особая роль последней вариации, использование трехчастного, рондообразного и даже сонатного принципа в тональном плане, укрупнение мелкого членения через группировку вариаций по приему варьирования, связь по сходству между вариациями, удаленными друг от друга.
План анализа формы рондо:
- Определите форму в целом;
- Напишите буквенную схему с количеством тактов;
- Определите форму рефрена по плану анализа периода или какой-либо простой формы;
- Сделайте сравнительный анализ формы рефрена с его другими проведениями: повторение точное или есть отличия (в чем?);
- Проанализируйте эпизоды: это ряд построений или есть определенная форма. Если есть форма – сделайте ее анализ (чаще всего во втором эпизоде);
- Укажите, на каком материале строятся эпизоды (контрастные или развивающие), их тональный план.
План анализа сонатной формы:
- Определите форму в целом;
- Напишите буквенную схему с количеством тактов;
- Найдите границы между экспозицией, разработкой, репризой.
Анализ экспозиции
- Определите место окончания главной партии;
- Определите форму главной партии по плану анализа периода или какой-либо простой формы;
- Определите тональность, в которой закончилась экспозиция. Это и будет тональность побочной партии;
- Найдите побочную партию, зная её тональность и специфические характеристики, ей свойственные;
- Раздел между окончанием главной партии и началом побочной партии - это и есть связующая партия. Определить, на каком материале она построена (на новом, на общих формах движения или на материале главной партии), её тональный план;
- Отметьте, каким тональным приемом готовится побочная партия;
- Определите форму побочной партии, её каденции;
- Постараться увидеть в побочной партии перелом в развитии (во второй её половине). Охарактеризовать его музыкально-выразительные средства;
- Определите размеры заключительной партии и материал, на котором она построена.
Анализ разработки
- Определите, на каком материале построена разработка;
- Определите специфику её построения;
- Определите тональный план разработки.
Анализ репризы
- Определите границы тем;
- Сделайте сравнительную характеристику репризы и экспозиции: в чем близость и в чем отличие;
- Определите тональность побочной партии.
Анализ коды
- Определите размеры коды;
- Определите, на каком материале она построена (на одной из тем или на нескольких темах, если это кода синтетическая).
План анализа циклических форм:
- Выявите основные принципы циклического формообразования: глубокая расчлененность формы, относительная самостоятельность частей по содержанию и выразительным средствам, особая роль темпового развития частей, достаточно четкое разграничение художественных задач, выполняемых каждой частью, и одновременно взаимное дополнение частей при воплощении единого замысла;
- Выявите тип инструментального или вокального цикла: прелюдия и фуга, сюита, соната, оратория, кантата и др.
- Выявите логику развития в цикле: последовательное нарастание контраста между соседними частями, противопоставление медленного и быстрого, программность, тональное разнообразие, нормативность строения, важнейшие свойства частей, внутренние связи частей с точки зрения содержания (каждая часть – этап в развитии идеи) и с точки зрения выразительных средств (монотематизм, интонационное единство тем, цельность ладотонального плана, масштабное соответствие частей).
План анализа полифонических форм:
- Определите форму в целом;
- Запишите схему фуги;
- Укажите функцию каждой части (экспозиция, разработка (ср. часть), реприза);
- Напишите тональное строение, каденции, их соотношение;
- Укажите тематический состав, его однородность или контрастность; его характер и средства достижения этого характер;
- Укажите какие элементы подвергаются развитию; способы развития (повторение, варьирование, сопоставление и т.д.); тематические преобразования.