Комплект заданий к экзамену по дисциплине
"История музыки и музыкальная литература"
4 курс VIII семестр
Теоретические вопросы:
- Русская музыкальная культура XVII в.;
- Формирование русской национальной композиторской школы;
- Характерные признаки начала русской музыкальной классики (М.И. Глинка);
- Жизненный и творческий путь М.И. Глинки;
- Камерно-вокальное творчество М.И. Глинки;
- Принципы романтизма и характерные признаки направления критического реализма в русской музыкальной культуре XIX в. (А.С. Даргомыжский);
- Жизненный и творческий путь А.С. Даргомыжского;
- Камерно-вокальное творчество А.С. Даргомыжского;
- Принципы романтизма и характерные признаки направления критического реализма в русской музыкальной культуре XIX в. («Могучая кучка»);
- Жизненный и творческий путь М.П. Мусоргского;
- Камерно-вокальное творчество М.П. Мусоргского;
- Жизненный и творческий путь Н.А Римского-Корсакова;
- Оперное творчество Н.А Римского-Корсакова;
- Характерные признаки направления психологического реализма в русской музыкальной культуре (П.И. Чайковский);
- Жизненный и творческий путь П.И. Чайковского;
- Симфоническое творчество П.И. Чайковского;
- Оперное творчество П.И. Чайковского;
- Камерно-вокальное творчество П.И. Чайковского;
- Русская музыкальная культура 80-90-х годов XIX в.
- Эволюция творческого стиля С.В. Рахманинова;
- Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова;
- Эстетика эксперимента и ранний русский авангард в русской музыке (С.С. Прокофьев);
- Характерные признаки направления социалистического реализма в русской музыкальной культуре (Д.Д. Шостакович);
- Симфоническое творчество Д.Д. Шостаковича.
Практические вопросы:
- Стилистические особенности основных музыкальных жанров отечественного народного творчества (с музыкальными иллюстрациями);
- М.И. Глинка. Опера "Иван Сусанин" образ Сусанина;
- М.И. Глинка. Опера "Иван Сусанин" образ поляков;
- М.И. Глинка. Камерно-вокальное творчество («Не искушай», «Сомнение», «Я помню чудное мгновение», «Попутная песня»);
- М.И. Глинка. Симфоническое творчество ("Камаринская", "Арагонская хота");
- А.С. Даргомыжский. Опера "Русалка" образ мельника;
- А.С. Даргомыжский. Опера "Русалка" образ Русалки;
- А.С. Даргомыжский. Камерно-вокальное творчество («И скучно, и грустно», «Титулярный советник», «Червяк»);
- М.П. Мусоргский. Опера "Борис Годунов" образ царя;
- М.П. Мусоргский. Опера "Борис Годунов" образ народа;
- М.П. Мусоргский. Камерно-вокальное творчество («Колыбельная Еремушки», «Сиротка», «Блоха»);
- Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка" народно-обрядовые сцены;
- Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка" образ Снегурочки;
- П.И. Чайковский. Увертюра «Ромео и Джульетта»;
- П.И. Чайковский. Симфония №4 f-moll I часть;
- П.И. Чайковский. Симфония №4 f-moll II-IV части;
- П.И. Чайковский. Симфония №6 h-moll I часть;
- П.И. Чайковский. Симфония №6 h-moll II-IV части;
- П.И. Чайковский. Опера "Евгений Онегин" сцена письма Татьяны;
- П.И. Чайковский. Камерно-вокальное творчество («Отчего?..», «Средь шумного бала»);
- С.В. Рахманинов. Концерт №2 с-moll для фортепиано с оркестром: драматическая и лирическая линии;
- С.В. Рахманинов. Камерно-вокальное творчество («Полюбила я на печаль свою», «Вокализ», «Сирень»);
- С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» русские и вражеские образы;
- Д.Д. Шостакович. Симфония №7 С-dur I-II части.
Музыкальная викторина:
- М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»;
- М.И. Глинка. Камерно-вокальное творчество;
- М.И. Глинка. Симфоническое творчество;
- А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка»;
- А.С. Даргомыжский. Камерно-вокальное творчество;
- М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»;
- М.П. Мусоргский. Камерно-вокальное творчество;
- Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»;
- П.И. Чайковский. Увертюра «Ромео и Джульетта»;
- П.И. Чайковский. Симфонии №4, №6;
- П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»;
- П.И. Чайковский. Камерно-вокальное творчество;
- С.В. Рахманинов. Концерт №2 c-moll;
- С.В. Рахманинов. Камерно-вокальное творчество;
- С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»;
- Д.Д. Шостакович. Симфония №7 С-dur.
Комплект заданий к экзамену по дисциплине
"История музыки и музыкальная литература"
2 курс IV семестр
Теоретические вопросы:
- Музыкальная культура древнего мира
- Музыкальная культура античной эпохи
- Музыкальная культура эпохи Средневековья
- Эпоха Возрождения: основные жанры, ведущие композиторские школы
- Опера – основной жанр XVII века. Итальянская опера XVII века
- Французская опера XVII века
- Английская опера XVII века
- Инструментальная музыка XVII-XVIII веков
- Строение фуги
- Оперная реформа К. Глюка
- Общая характеристика творчества И. Баха
- Жизненный и творческий путь И. Баха
- Клавирное творчество И. Баха
- Творческий облик Й. Гайдна (общая характеристика)
- Творческий облик В. Моцарта (общая характеристика)
- Творческий облик Л. Бетховена
- Жизненный и творческий путь Л. Бетховена
- Жизненный и творческий путь Й. Гайдна
- Жизненный и творческий путь В. Моцарта
- Симфоническое творчество Л. Бетховена
- Общая характеристика фортепианного творчества Л. Бетховена
Практические вопросы:
- Новаторские устремления и традиционные условности оперы «Орфей» К. Глюка
- И. Бах. Токката и фуга d-moll
- И. Бах. ХТК 1 том. Разбор цикла C-dur
- И. Бах. ХТК 1 том. Разбор цикла D-dur
- И. Бах. Месса h-moll (общая характеристика и разбор I части)
- И. Бах. Страсти по Матфею
- Разбор II-III частей мессы h-moll И. Баха
- Разбор IV-V частей мессы h-moll И. Баха
- Симфоническое творчество Й. Гайдна. Разбор I части симфонии №103 Es-dur «С тремоло литавр»
- Симфоническое творчество Й. Гайдна. Разбор II-IV частей симфонии №103 Es-dur «С тремоло литавр»
- Просветительский реализм в опере В. Моцарта «Свадьба Фигаро» (общая характеристика, разбор увертюры)
- Симфоническое творчество В. Моцарта. Разбор I части симфонии №40 g-moll
- Симфоническое творчество В. Моцарта. Разбор II-IV частей симфонии №40 g-moll
- Разбор сонаты №14 «Лунная» Л. Бетховена
- Идея борьбы, ее выражение в симфонии №5 с-moll Л. Бетховена. Разбор I части симфонии №5 с-moll
- Л. Бетховен. Симфонии №5 с-moll II часть
- И. Бах. ХТК 1 том. Разбор цикла c-moll
- И. Бах. ХТК 1 том. Разбор цикла es-moll
- Л. Бетховен. Симфонии №5 с-moll III-IV части
- Л. Бетховен. Соната №8 «Патетическая»
- Л. Бетховен. Соната №23 «Аппассионата»